Руководство и весь преподавательский состав училища видят основной смысл своей работы в сохранении традиций и особенностей актерской школы Малого театра, в дальнейшем их развитии, обогащении и совершенствовании с учетом современных реалий и достижений общего театрального процесса. Основная особенность Школы заключается в том, что главенствующим на сцене было и остается искусство актера. Приоритет актера перед всеми другими средствами театральной выразительности непререкаем. Актер Щепкинской школы творческий партнер и соавтор драматурга и режиссера, а не марионетка в его руках. Актер Щепкинского училища должен обладать яркой творческой индивидуальностью и быть воплощением на сцене большой жизненной правды, ярких, крупных, самобытных характеров, несущих в себе силу и глубокий психологизм; мастерски владеть отточенной, колоритной, чистой русской речью. Эти традиции передавались, что называется, из рук в руки, великими корифеями Малого театра нынешнему профессорско-преподавательскому составу, а от них, как эстафета, передается до настоящего времени следующему поколению творческой молодежи. И так, — уже почти два века! Высокий уровень требований предъявляется к абитуриентам Щепкинского училища. При приеме на актерский факультет большое внимание уделяется не только творческим задаткам поступающего, которые позволяют ему овладевать профессиональным мастерством, но и его мировоззрению, общеобразовательной подготовке, широте кругозора, эстетическому облику. Без наличия таких необходимых данных, как легкая эмоциональная возбудимость, фантазия, заразительность темперамента, непосредственность, музыкальность, хороший голос и речь, выразительная внешность. Но многолетний педагогический опыт убеждает, что очень важный фактор при этом — личные качества поступающих. Из множества актерски одаренных абитуриентов преподаватели стремятся отобрать людей принципиальных, честных, трудоспособных, волевых. Все эти аспекты всегда в центре внимания при наборе студентов на 1 курс. Итоговой задачей, которой должен овладеть студент-щепкинец по окончании училища, — является умение самостоятельно работать над ролью любого драматургического материала, любой жанровой окраски и любой сложности. В этом главная перспектива, к постижению которой весь период обучения ведут педагоги. Нам могут возразить, что в 20 веке почти повсеместно в театре установился приоритет и диктат режиссуры. Это так, но только отчасти, и именно потому, что явно испытывается дефицит грамотной и талантливой режиссуры. Поэтому наши выпускники должны быть подстрахованы: есть хороший режиссер — они ему надежная творческая подмога, нет — проводят творческую работу по созданию роли сами. И тому, что кафедре это удается, являются свидетельством те факты, когда выпускников берут в наиболее престижные театры страны, такие как: Малый театр, МХАТ им. А. Чехова, МХАТ им. М. Горького, Ленком, Современник, театр им. Моссовета, театр Российской армии и т.д., когда ребятам сразу поручаются ответственные роли, и когда мы получаем прекрасные отклики московской театральной критики на спектакли и работу студентов. Помимо обучения студентов профессиональным навыкам, большое внимание уделяется развитию их самостоятельного творчества, умению развивать и укреплять полученные навыки. Помимо этого, есть еще одна особенность у института им. М. С. Щепкина — вуз маленький, всего 1 факультет, курсы малочисленны, общее количество студентов колеблется в разные годы от 150 до 200 человек, поэтому все друг друга знают, тесно общаются и в училище и в общежитии. Среди студенчества развиты такие качества, как поддержка и взаимовыручка. Контакты с педагогами училища носят доверительный характер, в результате чего в училище складывается атмосфера большой дружной семьи. Надо сказать, что педагоги внимательно и пристально следят за тем, как складывается творческая судьба выпускников «щепки» на профессиональной сцене. Когда возникает необходимость, помогают советом, консультацией. И связь эта взаимна, потому что все выпускники приходят в свое училище, они ощущают насущную потребность в этом — опять увидеть эти стены, лица педагогов, глотнуть «щепкинского воздуха». Некоторые остаются в училище еще на многие многие годы в качестве педагогов, получая дополнительное образование.